Экономические центры
При практическом осуществлении буржуазно-помещичьих земельных реформ наблюдаются многочисленные злоупотребления и нарушения норм и принципов наделения землей. Так, в Мексике значительное число представителей городской буржуазии, бывших генералов, бюрократов получили в ходе реформы большие площади земли. В Колумбии установленный законом 1961 г. максимум приобретаемых частными лицами пустующих государственных земель, мог быть увеличен Колумбийским институтом аграрной реформы в отдаленных от экономических центров зонах или в тех случаях, когда речь шла о естественных пастбищах. Это узаконивает практику приобретения частными лицами крупных участков государственных земель. Следовательно, закон предусматривает не только поселение крестьян на государственные земли, но и образование крупных неолатифундистских хозяйств.
При проведении второй и третьей групп реформ государство выступает в качестве главного и единственного агента аграрной реформы; крестьяне практически отстранены от нее. Однако в ряде случаев крестьяне не мирятся с ролью простого наблюдателя. Так, в Чили в период президентства Фрея и в Венесуэле после свержения Переса Хименеса крестьяне явочным порядком захватывали латифундии, и правительства этих стран вынуждены были в большинстве случаев пойти на признание и легализацию этих захватов. Значительно более важную роль сыграло крестьянство в Мексике и Боливии, где наряду с захватами латифундий крестьяне, объединенные в классовые организации, участвовали в осуществлении реформы непосредственно. При крестьянской аграрной революции крестьянство становится главным агентом преобразований в сельском хозяйстве.
Добавить комментарий