Зональность реформы
Если зональность реформы позволяет помещикам не допустить ее распространения на наиболее важные сельскохозяйственные районы страны, то многоэтапность допускает замедление и сведение ее эффективности на нет даже в тех зонах, где она проводится. От этапа к этапу пропомещичья аграрная реформа теряет одну за другой провозглашенные задачи. И единственный способ избежать этого — осуществить реформу аграрной реформы, радикальную перестройку механизма и характера преобразований, превратить ее в подлинное средство перераспределения земельной собственности, в орудие уничтожения латифундизма. Сегодня такие процессы имеют место в Перу и Чили, где в первом случае военное, а во втором — пришедшее к власти конституционным путем прогрессивное правительство начали осуществление демократических аграрных преобразований.
С точки зрения борьбы за глубокую, демократическую аграрную реформу, упраздняющую многочисленные ее этапы, которые заменяются единым процессом перераспределения земельной собственности, подобное деление на этапы едва ли целесообразно. Реформе как общественно-историческому процессу изменения производственных отношений в сельском хозяйстве в большей мере соответствует ее деление на этапы в связи с конкретно-историческими условиями, складывающимися в стране. С этой точки зрения, рассмотренное выше деление реформы на четыре этапа оправданно и применимо лишь к буржуазно-помещичьим аграрным реформам. В современной Латинской Америке это деление имеет определенный смысл, поскольку большинство латиноамериканских преобразований относится к буржуазным или буржуазно-помещичьим аграрным реформам, не изменяющим существенно аграрного строя.
Добавить комментарий